Добро пожаловать на форум «В кругу Друзей» Становитесь участниками моего проекта, обращайтесь к размещённой в нем информации: знакомьтесь с новостями, присоединяйтесь к проектам, обсуждайте актуальные проблемы, развивайте интересные идеи!
Константин

Воспитание молодой собаки В. Гусев “Охота и охотничье хозяйство” №9 – 1961

Recommended Posts

Хорошая собака — незаменимый помощ­ник на охоте — не может быть выращена, если владелец ограничивает свою заботу о ней лишь кормлением.

Человек стремится полнее использовать все по­ложительные качества собаки, заложенные в нее природой и отбором.

Самые различные экстерьерные, физиологиче­ские и психологические особенности собаки мо­гут быть поставлены на службу человеку, и все эти качества необходимо развивать с раннего воз­раста.

При выращивании полноценной охотничьей собаки существенное значение имеют правильное кормление и содержание щенка, но основное вни­мание следует уделять его воспитанию.

Щенок, появляясь на свет маленьким и сла­бым, имеет крайне ограниченный запас врожден­ных рефлексов, стремление к теплу и еде, да очень слабую пассивно-оборонительную реакцию, заставляющую его уползать от того, что причи­няет ему боль, ощущение холода и т. п.

Несколько позже в поведении щенка сущест­венным образом проявляется ориентировочная реакция, и он начинает усиленно интересоваться всем окружающим.- Постепенно он усваивает, что одни явления ему безразличны, другие интерес­ны, третьи несут неприятность, но могут быть устранены действием, например нападением.

Первое время возможности нервной системы щенка очень ограничены. Он еще не способен сосредоточить свое внимание на сколько-нибудь длительное время, его интерес к новому легко переходит в испуг, а возбуждение — в торможе­ние н сон. Но постепенно щенок крепнет как фи­зически, так и «духовно», насколько это выра­жение применимо к собаке.

Так это происходит, когда щенок растет в хо­роших условиях и с ним занимается его воспитатель. В случае же, когда щенок содержится взаперти и заботы о нем сводятся только к поп- держанию чистоты и кормлению, он вырастает с недоразвитой нервной системой. Нередко на выставках можно встретить робких, как бы за­битых собак, шарахающихся от каждого встреч­ного или трусливо озирающихся на все стороны Чаще всего это собаки, росшие в сарае или в вольере, без должного внимания, ласки, прогул­ки и обучения. Все их поведение говорит о том, что они чувствуют себя маленькими и слабыми в большом и шумном мире.

Потребуется много труда и времени, чтобы при­вести испорченного щенка в норму, но иногда это оказывается уже невозможным и собака навсегда остается негодной для дрессировки и охоты.

Избежать этого можно, постепенно знакомя щенка с миром во время прогулок, игр и повсе­дневного обучения.

Для охотника, который любит свою собаку и содержит ее в жилище, правильное воспитание щенка с самого раннего возраста имеет особо важное значение.

Процесс воспитания щенка начинается с пер­вых дней появления его в доме охотника — ча­ще всего с четырехнедельного возраста. Разу­меется, что в это время еще не приходится го­ворить о настоящей дрессировке, но выработка некоторых навыков и усвоение отдельных при­емов общего послушания начинаются очень рано.

Собаковод должен с первых дней заботиться о том, чтобы щенок усваивал только нужные пай­ки и приемы, с тем чтобы в дальнейшем лишь учить, но отнюдь не переучивать своего питомца.

К сожалению, многие любители забывают об этом и сами способствуют появлению у щенка скверных, привычек.

Маленький щенок — очень приятное животное. Вначале все в его поведении умиляет и радует начинающего любителя — улегся ли он на диван, лезет ли он передними лапами на колени, или умильно повизгивает у стола, выпрашивая вкусные кусочки. Щенку это тоже нравится, но тем труднее ему понять, почему сердится хозяин, ког­да он пятнает грязными лапами костюм или по­чему его прогоняют с той же постели, куда ра­нее сами укладывали.

Поэтому никогда не следует разрешать ма­ленькому щенку того, что будет нежелательно в старшем возрасте.

Единственное, в чем приходится отступать от этого правила, пока щенок мал –  это соблюде­ние чистоты в доме. В раннем возрасте все от­правления щенка совершаются очень часто, и владельцу приходится безропотно убирать за ним, пока щенок не подрастет. Там, где имеются условия для свободного выхода щенка во двор, он перестает «пачкать» в возрасте около 3 ме­сяцев, в городских же условиях щенок привы­кает проситься в 5—6 месяцев.

Щенок, даже очень маленький, инстинктивно избегает пачкать на своей подстилке; позднее он стремится выходить из дома для отправления сво­их потребностей, и приучение его к чистоте про­исходит как бы само собой. Наказывать малыша за сделанную им лужу бесполезно; в более стар­шем возрасте его можно слегка поругать за это, но отнюдь не бить.

Основным приемом, который обеспечивает по­слушание собаки, является подход к дрессиров­щику по команде. Однако лишь очень немногие собаки выполняют этот прием безукоризненно, зачастую охотнику приходится не подзывать сво­его воспитанника, а ловить. Случается встречать даже таких собаководов, кото­рым для поимки собаки прихо­дилось инсценировать привал и завтрак...

Во избежание этого с ранне­го возраста следует добиваться подхода щенка к воспитателю по первому требованию. Обще­ние с хозяином всегда приятно для собаки и в домашних усло­виях научить щенка являться по команде «ко мне» нетрудно, если каждый раз поощрять вы­полнение приема лакомством и лаской.

Но очень часто собака, кото­рая отлично слушается в доме, совсем выходит из повиновения во дворе, на улице и в поле. Чаще всего это происходит в результате ошибок дрессиров­щика.

Одной из первых ошибок яв­ляется дача команды «ко мне» в первые минуты пребывания на прогулке. Щенок еще мал, ему хочется порезвиться, и данный не вовремя приказ остается невыполненным. Стоит этому повториться несколько раз — и непослушание у ваше­го питомца войдет в привычку.

Поэтому не следует заниматься обучением собаки в минуты возбуждения ее или повышенной заинтересованности чем-либо из окружающего. Если вы видите, что в данный момент собака не послушается — воздержитесь давать команду. Ведь через несколько минут собака «обойдется», как говорят, и охотно выполнит любое требование.

Нередко с командой о подходе у собаки связы­ваются неприятные впечатления, т. е. возникают нежелательные рефлекторные связи.

Так бывает, если она провинилась в стороне от владельца, затем подошла по приказанию «ко мне» и была наказана. У собаки «короткая па­мять» и полученная неприятность связывается в ее «сознании» не с проступком, а с выполнением команды.

У многих команда «ко мне» всегда предше­ствует окончанию прогулки с собакой и взятию ее на поводок, что также служит причиной не­послушания. Во избежание этого полезно иногда подзывать собаку с тем, чтобы приласкать ее, угостить чем-либо вкусным и вновь отпустить по­бегать.

Зачастую приходится видеть гончих собак и лаек, которые очень неохотно и с большой опас­кой подходят к ведущему в лесу. Чаще всего это происходит у тех охотников, которые «стимули­руют» полаз своих питомцев пинками, грубо хватают их за шиворот при взятии на поводок или надевают тугой ошейник через голову, при­чиняя собаке боль.

Выполнение команды «на место» становится совершенно необходимым с первых дней появле­ния щенка в доме охотника. Для обучения этому достаточно несколько раз отвести сытого и, набе­гавшегося щенка в его уголок, дав предваритель­но требуемую команду, так что щенок легко усваивает прием.

Другое дело выполнение команды, когда ще­нок в возрасте 2—3 месяцев уже знает ее, но почему-либо не хочет ее выполнять. В таких случаях приходится прибегать к легкому принуж­дению шлепком, что заставляет вашего ученика скрываться в своем убежище. В возрасте 3— 4 месяцев приказание сна место» сопровождается последующим приемом «лежать», а в случае не­повиновения щенка ненадолго привязывают на цепочку.

Для безупречного закрепления приема «на ме­сто» владелец должен всегда следить за выпол­нением команды, пресекая попытки собаки уйти после приказания под стол, кровать или в любое другое место, кроме указанного. Зачастую собаководы и особенно их домочадцы довольству­ются тем, что по окрику «на место» собака лишь отходит ненадолго и перестает мешать под ногами или клянчить у стола. Таким образом можно очень быстро испортить даже очень по­слушную собаку.

Очень неприятно, когда собака привыкает по­прошайничать у стола. Поэтому кормить собаку нужно лишь в установленном месте и в опреде­ленное время, а лакомства следует давать толь­ко за выполнение приказаний при обучении.

Привычка становиться на задние лапы, пачкая и толкая человека передними лапами, очень не­приятна в повседневной жизни и опасна на охо­те, так как нередко служит причиной случайных выстрелов. Поэтому, давая лакомство и лаская собаку, владелец должен сам нагибаться с тем, чтобы ей не нужно было тянуться к нему снизу.

В случае если ваш питомец уже привык пры­гать на людей передними лапами, то от этого его легко отучить. Для этого каждый раз, когда ще­нок принимает нежелательную позу, следует слег­ка наступать ему на задние лапы.

Четкое выполнение команды «лежать» близ ведущего и на расстоянии от него является ос­новой дрессировки и натаски легавых собак. Од­нако этому очень полезно научить собаку любой породы. Командой «лежать» легко предупредить бросок собаки за дичью, кошкой или за другой собакой. Этим же приказанием пресекают любое нежелательное действие вашего питомца. В опасный момент этот прием может спасти перебежавшую улицу собаку от случайной гибели под машиной.

 В процессе воспитания каждая собака должна хорошо усвоить свою кличку, которая служит сигналом — «внимание»; научиться спокойно хо­дить у ноги ведущего на поводке (3 – 5 месяцев) и без поводка (6—8 месяцев), садиться по команде и приносить хозяину брошенные пред­меты.

Выполнение всех указанных приемов обеспе­чивает удобство содержания собаки в доме и при выездах на охоту, а также надлежащий контакт с четвероногим воспитанником в процессе его на­таски, нагонки или притравки по дичи.

Метод обучения собаки всем этим приемам за­ключается в том, что собаке последовательно дают команду, затем мягким принуждением застав­ляют ее выполнить требуемое действие (напри­мер, сесть) и тотчас поощряют.

В раннем возрасте щенка следует учить ис­подволь, добиваясь выполнения каждого приема только мягкими методами. До 6—8 месяцев нель­зя требовать от малыша длительной выдержки после приказаний «лежать», «рядом» и других. Помня о возрастных особенностях щенка, сле­дует прекращать уроки и предоставлять вашему питомцу свободу до того, как он утомится и сам выйдет из повиновения.

Наряду с повседневным обучением щенка важ­нейшую роль в его дальнейшей натаске или на­гонке имеет заблаговременное с раннего возра­ста, ознакомление с лесом, болотом и другими угодьями.

Прежде чем собака начнет выделять среди со­тен других раздражителей волнующий запах Ди­чи, она должна ознакомиться с полем своей охот­ничьей «деятельности», узнать, как пахнет каж­дая травка, земля и прочее. В процессе натаски и охоты нервная система собаки подвергается значительным нагрузкам, и к этому ее следует готовить с раннего возраста.

Не случайно собаки, выращенные в условиях изоляции от окружающего мира, нескоро и с большим трудом принимаются за работу.

 

В. Гусев

“Охота и охотничье хозяйство” №9 – 1961

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.